Радиолинии возбужденного водорода

Научное открытие: "Радиолинии возбужденного водорода".

Формула открытия: Теоретически предсказано и экспериментально обнаружено явление существования дискретных радиолиний, обусловленных квантовыми переходами типа n->n-1 между высоковозбужденными состояниями атома водорода.

Автор: Р. Л. Сороченко, Э. В. Бородзич, З. В. Дравских, А. Ф. Дравских, Н. С. Кардашев.

Номер и дата приоритета: № 47 от 31 августа 1964 г.

Описание открытия

Коллектив исследователей трех научных организаций - доктора физико-математических наук Р. Л. Сороченко и Э. В. Бородзич (Физический институт имени П. Н. Лебедева АН СССР), кандидаты физико-математических наук 3. В. Дравских и А. Ф. Дравских (Главная астрономическая обсерватория АН СССР) и доктор физико-математических наук Н. С. Кардашев (Государственный астрономический институт имени П. К. Штернберга) - открыл ранее неизвестное явление существования в радиоспектрах эмиссионных туманностей радиолиний водорода, обусловленных квантовыми переходами типа n->n-1 при n=->100.

Авторы открытия установили, что в водороде, находящемся при сильном разрежении (а именно такие условия характерны для космического пространства), происходят переходы между высоковозбужденными (с уровнем возбуждения n=->100) состояниями атома. При этом возникает излучение спектральных линий с частотами радиодиапазона - появляются радиолинии возбужденного водорода.

Доклады авторов открытия на XII съезде Международного астрономического союза 31 августа 1964 г. вызвали большой интерес зарубежных ученых. Более года спустя в США был повторен эксперимент авторов открытия и получено подтверждение существования излучения радиолиний водорода. В настоящее время подобные исследования проводятся во многих научных организациях разных стран. Астрономические программы, связанные с использованием радиолиний водорода, охватывают десятки космических объектов. На состоявшемся в августе 1967 г. XIII съезде Международного астрономического союза научным докладам по результатам исследований рекомбинационных радиолиний водорода было посвящено специальное заседание комиссии по радиоастрономии.

"С помощью радиолиний возбужденного водорода, - рассказывает один из авторов открытия, Р. Л. Сороченко, - можно получить данные не только об отдельных областях ионизированного водорода, но и о крупномасштабном его распределении в Галактике. По допплеровскому сдвигу частоты радиолиний возбужденного водорода можно определить скорость движения излучающего водородного вещества и расстояние до него. На сегодняшний день это единственная возможность определить расстояние до удаленных или закрытых пылевой материей областей ионизированного водорода, в том числе находящихся за центром Галактики".

С помощью исследований радиолиний водорода получена исключительно ценная, во многом уникальная, информация как о микромире - физике водородного атома и его поведении при высоких уровнях возбуждения, так и о макромире - строении окружающего нас пространства.

Уже много лет советские ученые ведут исследования космоса с помощью искусственных спутников Земли. Хотя спутники серии "Космос" движутся по околоземным орбитам, именно благодаря им изучаются далекие объекты Вселенной, открываются пути к познанию общих закономерностей мироздания. Директор Крымской астрофизической обсерватории АН СССР академик А. Б. Северный рассказывает, что одна из задач, решаемых с помощью аппаратуры спутников серии "Космос", связана с наблюдением общего светового фона неба в ультрафиолетовой части спектра. Прежде всего было очень важно узнать, насколько расширятся возможности оптических наблюдений, если большие телескопы будут выноситься за пределы атмосферы. А для этого необходимо было тщательно измерить фон излучения земного неба в различных спектральных диапазонах. Измеряя этот фон в тех или иных участках неба, можно получить представление о характере звезд, образующих источники излучения.

Фон земного неба во многом зависит от состава светового потока, излучаемого далекими звездами и другими объектами Вселенной. Как известно, существует три основных типа звездных образований: красные холодные карликовые звезды, желтые звезды типа нашего Солнца и, наконец, голубые гигантские звезды. Скопление их в тех или иных районах Галактики в одних случаях делает фон неба более красным, в других - более голубым. Известно покраснение фона неба, вызываемое находящейся в межзвездной среде пылью, которая в основном концентрируется в плоскости нашей Галактики.

Есть еще один важный аспект этой проблемы, очень волнующий астрономов, - изучение не связанного со звездами, так называемого внегалактического фона. Предполагается, что он вызван излучением расположенного между галактиками разреженного газа. Возможно, в этом газе сосредоточена основная масса вещества Вселенной. В таком случае от его реальной плотности зависит и дальнейшая судьба самой Вселенной: будет ли она неограниченно расширяться, как наблюдается сейчас, или же, наоборот, процесс расширения сменится процессом сжатия.

ПечатьE-mail