Поток внутреннего тепла Луны

Научное открытие: "Поток внутреннего тепла Луны".

Формула открытия: Установлено ранее неизвестное явление увеличения усредненной радиотемпературы Луны с ростом длины волны излучения.

Авторы: В. С. Троицкий, В. Д. Кротиков.

Номер и дата приоритета: № 43 от 19 ноября 1962г.

Описание открытия

Прежде казалось, что исследование недр других планет возможно лишь теми способами, которые применяются на Земле, - с поверхности планеты. Однако с развитием науки для этого стали использовать собственное радиоизлучение планет. Так, важные сведения о недрах Луны получили, исследуя её радиоизлучение радиотелескопами, расположенными на Земле.

В начале 60-х гг. в Горьковском научно-исследовательском радиофизическом институте член-корреспондент АН СССР В. С. Троицкий и кандидат физико-математических наук В. Д. Кротиков, изучая радиоизлучение Луны в широком диапазоне волн (от миллиметровых до дециметровых), обнаружили рост температуры Луны с её глубиной и, следовательно, существование потока тепла из ее недр. Принцип измерения был основан на том, что все нагретые тела излучают радиоволны и чем выше их температура, тем больше интенсивность излучения, чем длиннее волна, тем из большей глубины она излучается.

Открытие роста температуры с глубиной Луны стало возможным благодаря разработке нового метода измерений интенсивности слабого радиоизлучения Луны и других источников с точностью на порядок большей, чем у всех существовавших до этого методов радиоастрономических измерений. В результате открытия было доказано, что недра Луны горячие. Оттуда идет поток тепла, близкий к потоку тепла Земли. Средняя плотность радиоактивных элементов недр Луны в 4-5 раз больше, чем у земных недр.

Все это проливает свет на проблему происхождения системы Земля - Луна и вносит вклад в решение фундаментальной проблемы происхождения планет. Открытие подтвердило существование горячих недр Луны, как и открытие проявлений вулканической деятельности на Луне, сделанное Н. А. Козыревым. Значительно позже американские космонавты непосредственно измерили поток тепла из недр Луны. Следует отметить полное совпадение данных о свойствах верхнего покрова Луны (плотности, структуре, тепловом режиме), полученных авторами открытия с помощью радиометодов, с последующими данными, полученными прямыми советскими и американскими измерениями на поверхности Луны.

Аналогичные радиоастрономические методы, разработанные и проверенные при изучении Луны, применяются сейчас для исследования поверхности и недр Марса, а также других планет Солнечной системы.

Открытие советских ученых получило широкое признание не только в СССР, но и за рубежом. Так, американский астроном Дж. Линский в журнале "Икарус" пишет: "Важным результатом... является очевидное измерение температурного градиента в лунном поверхностном слое. Троицкий и Кротиков интерпретировали наблюдаемое увеличение яркостной температуры, которая измерялась рядом радиотелескопов, употребляя для калибровки "искусственную Луну" как поток тепла из недр, имеющих радиоактивность в 4-6 раз большую, чем предполагалось Макдональдом (США) и другими на основании гипотезы хондритового состава материала Луны... Абсолютные измерения потока являются действительно очень трудными и делают честь тем, кто разработал и применил "метод искусственной Луны".

ПечатьE-mail